Рим - город ангелов

Рим - столица Италии (около 3 млн. жителей) и области Лацио, крупнейший в стране и один из самых посещаемых городов в мире. Легендарный "Вечный Город" расположен на семи холмах, по обеим сторонам реки Тибр, недалеко от Средиземного моря. Находящийся в пределах его территории город-государство Ватикан является всемирным центром католической церкви. Via dei Fori Imperiali, под которой оказались погребены многие постройки Императорских форумов.
Отдав должное культуре города, побродив по развалинам Колизея, испытав благоговейный страх перед Пантеоном, осмотрев Базилику Св. Петра и бросив монетку в Фонтан Треви, можно, наконец, сделать паузу и с наслаждением погрузиться в очарование римского вечера. Сидя в одном из многочисленных кафе, можно наблюдать, как летние сумерки передают закатные тона, как алый цвет перетекает в золотой и медный до того, как ночь войдёт в свои права. С этого момента пробуждается другой Рим, рестораны и кафе становятся ещё более оживлёнными, особенно те, что находятся на древних площадях или вдоль узких аллей в районе Трастевере. После ужина можно спокойно прогуляться вдоль фонтанов или по площади Навона, ощущая всю прелесть римской ночи.
"Вечный город", "Город на семи холмах", "Праматерь городов" - какими только именами и эпитетами не награждали древний город за почти три тысячи лет его существования. А еще заметили, что если название города - Roma - прочесть наоборот, то получится Amor - любовь, что, впрочем является удивительно справедливым совпадением. В Рим ездили всегда. Не зря ведь и по сей день считается, что "все дороги ведут в Рим". Сюда приезжали за вдохновением. В XIX в Рим буквально хлынул поток поэтов и художников всех национальностей, среди которых были Гете, Стендаль и Генри Джеймс. Древнеримские руины восхищали знаменитых английских романтиков - Байрона, Китса и Шелли. > В Риме черпали вдохновение многие русские писатели, художники и композиторы. Гоголь, Батюшков, Погодин, Тургенев, Герцен, Некрасов, Чайковский - череда имен великих мастеров русского искусства, прошедших через Рим и сраженных его величием и красотой, поистине бесконечна.
Безусловно, центр притяжения Рима - его древние руины. "Вечный Рим - тут", - утверждал Герцен, созерцая то, что осталось от Колизея и Римского Форума. Символ величия и могущества Рима на протяжении многих веков, Колизей, являлся местом, равным которому по накалу кипевших там страстей просто не было: проходившие на арене Колизея гладиаторские бои не на жизнь, а на смерть держали в напряжении десятки тысяч зрителей. Римский и Императорские форумы - свидетели возвышения и падения Римской империи - и сегодня поражают остатками былого великолепия. Рим, как мировая "столица" католицизма, всегда ассоциировался с церковью и папским престолом. Это нашло свое отражение и в архитектуре римских базилик, великолепных по своей архитектуре и внутреннему убранству.
Рим даже не понес существенных повреждений во Второй мировой войне. Гитлер отказался от планов подрыва мостов через Тибр не желая прослыть разрушителем Рима. Однако Бенито Муссолини, считавший, что "все просто живописное должно быть выброшено, чтобы уступить место для величия, чистоты и красоты столицы", оставил след в архитектурной планировке города: в чисто имперском стиле он приказал прочертить по карте города новые магистральные улицы Corso del Risorgimento.
Туристы и паломники со всего мира посещают Ватикан не только по религиозным мотивам, но и для того, чтобы полюбоваться его огромными художественными богатствами, среди которых можно назвать в первую очередь собор Святого Петра, Музеи, галереи, библиотеки, Сикстинскую капеллу с фреской “Страшный Суд” Микеланджело и знаменитые ватиканские станцы Рафаэля. Ватикан, основанный на месте казни и захоронения апостола Петра, считающегося первым римским папой, с 1506 г. охраняет специальная армия, состоящая из швейцарских гвардейцев. В Ватикане, также как и в любом «настоящем» государстве, есть своя почта, телефон, министерства, разведка и все остальные структуры. Добраться в Ватикан проще всего на метро до станций «Оттавиано» или «Чипро – музеи Ватикани» в зависимости от того, хотите вы начать с собора или с музеев вашу экскурсию здесь. Не забудьте, что в Ватикан можно заходить только в скромной одежде – колени и локти должны быть прикрыты, в музеях нельзя есть, а также пить газированные напитки – чтобы брызги не летели на бесценные полотна. Учтите также, что в музеях Ватикана также полно воров, которые пользуются рассеяностью туристов, в особенности в Сикстинской капелле.
Главным и центральным сооружением этого государства является собор св. Петра, стоящий на месте бывшего цирка Нерона, на территории которого, как говорит традиция, и был казнен Шимон по прозвищу Петр. Эта церковь по форме классической базилики является самым большим христианским храмом в мире. Многие архитекторы принимали участие в разработке проектов и перестроек собора, среди которых самым выдающимися были, безусловно, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль и Бернини. Первая базилика, стоявшая здесь, относится еще к периоду правления императора Константина и была построена им сразу после Храма Гроба Господня в Иерусалиме и Храма Рождества в Вифлееме. Микеланджело в 1546 г. спроектировал купол церкви, а последняя перестройка – работа Бернини (1629 г.), который также построил и ватиканскую площадь с колоннадой. Египетский обелиск в ее центре установлен по повелению папы Сикста V. В сам собор ведет несколько дверей, каждая из которых имеет собственное название и спонсора. Слева направо это – Дверь Смерти, Дверь Добра и Зла, Дверь Филерете, Дверь Таинств и Святая Дверь, которая открывается лишь раз в 40 лет.
В соборе на полу медными пластинами отмечены сравнительные длины других самых больших соборов в мире – этакая гордыня превосходства. Сразу справа от входа – самая большая художественная ценность собора – знаменитейшая скульптура Микеланджело «Пьета» – грусть Марии над телом распятого сына. Но наряду с печалью в улыбке матери сквозит и некая радость, гордость своим сыном, который отныне станет властителем дум трети человечества. В 1970 году сумасшедший турист отколол нос скульптуры, с тех пор «Пьету» держат за пуленепробиваемым стеклом. В алтарной части церкви – огромный балдахин над криптой – тот самый, для которого Барберини сняли позолоту с Пантеона. Одним из художников балдахина был Бернини. С четырех сторон алтарь окружен четырьмя колоннами с изображениями на них: св. Елены, матери императора Константина с крестом (говорят, что она и сюда привезла щепку креста господня), св. Логнинуса, римского легионера, прекратившего при помощи своего копья мучения Иисуса на кресте (говорят, что и копье замуровано здесь же), св. Андрея и св. Вероники. Справа от алтарной части чуть ближе назад ко входу – скульптура св. Петра работы Арнольфо ди Камбио со всегдашней очередью паломников к ней. Сапог скульптуры стерт до блеска прикосновениями рук верующих. В главной апсиде – кафедра св. Петра, также работа Бернини – папское кресло парит над святой Троицей. Под алтарем в крипте церкви (туда можно спуститься по лестнице и поднятся по другой) находится мифическое захоронение самого св. Петра, а также настоящие некоторых самых прославившихся пап. В соборе, в различных его частях также множество папских гробниц, каждое надгробье представляет собой художественную ценность и о каждом рассказывают легенды. Желающие могут подняться на галерею, проходящую под куполом собра, чтобы с высоты увидеть весь комплекс ватиканских дворцов и Рим за Тибром. Подняться можно по лестнице или на лифте.
Если стоять ко входу в собор спиной, то слева за оградой видно высокое здание – личная резиденция папы. Одно из окон на верхнем этаже – его кабинет, откуда иногда он машет рукой туристам и паломникам. Мы поворачиваем налево и, пройдя сквозь колоннаду посередине, выходим к внешней стене Ватикана. Идя вдоль нее минуем несколько поворотов и, минут через десять, попадаем ко входу в знаменитые музеи Ватикана, накопившие за века своего существования несметные художественные и исторические богатства. Купив билет и миновав контроль службы безопасности поднимаемся на второй этах и выходим во двор, где выставлены фотографии Сикстинской капеллы – самого посещаемого туристами зала в Ватикане. Выставили их потому что в самой капелле давать пояснения запрещено (также как и фотографировать) и гиды рассказывают о самом великом произведении искусства здесь. В левом ближнем углу двора (от входа) есть дверь и лестница, которая приведет нас в знаменитый Бельведерский дворик – выгляните на балкон и вы поймете, почему это место газывается «бельведере» – «хороший вид». Во дворике выставлены самые ценные скульптуры древности и среди них, конечно, «Апполон Бельведерский» и «Лаокоон». Последний рассказывает историю жреца Апполона и двух его сыновей, задушенных змеями за то, что ослушались воли богов и хотели уничтожить данайского коня.
Несколько залов далее посвящены античной и средневековой скульптуре, мозаикам и этрусской культуре. Идя по указателям мы проходим галереи карт и гобеленов и попадаем, наконец, к знаменитым станцам (комнатам) Рафаэля. Это четыре комнаты расписанные великим художником и его учениками изображениями сюжетов из жизни императора Константина (зал Константина), папы Юлия II (зал Элиодора), сюжетов истории язычества и христианства (зал Сениатура), причем, в качестве Платона изображен Леонардо да Винчи, а Гераклита – Микеланджело. На фреске «Парнас» изображены великие поэты и драматурги: Вергилий, Овидий, Данте, Бокаччо и другие. Зал Инчендио повествует о чудесном тушении папой Львом IV пожара в Борго.
Пройдя довольно большое расстояние по залам муззев мы, наконец, попадаем в знаменитую Сикстинскую капеллу. Много раз нам приходилось слышать от туристов, да и чувствовать этот на себе, что после Сикстинской капеллы уже невозможно смотреть более ни на одно произведение изобразительного искусства – и это так. Создана была капелла по приказу папы Сикста, над ней работало множество художников в течении многих лет. Торцовая стена «Страшный суд» расписана Микеланджело, так же как и самая сильная часть капеллы – ее потолок. Описанию сюжетов фресок потолка посвящены целые книги, но в кратце их можно охарактеризовать как сюжеты Ветхого Завета – ТАНАХа.
Микеланджело расписывал этот потолок одной рукой вися на канатах в течении четырех лет. Стены комнаты расписаны сценами из Нового Завета, причем здесь трудился целый сонм великих художников, из которых мы можем упомянуть Ботичелли, Перуджино, Гирландайо и, конечно же, Рафаэля. В Сикстинской капелле нельзя снимать, есть, пить, разговаривать – словом ничего, только смотреть и поражаться величию человеческого духа.
В Ватикане есть еще целый ряд музеев, к которым относится библиотека Ватикана, Пинакотека, Египетский и Григорианский музеи и некоторые другие. Чтобы осмотреть все достопримечательности Ватиканских музеев нужно провести здесь не менее двух недель. Если у вас еще остается время и вы находитесь в районе Ватикана, пройдите от собора св. Петра по улице Кончилиационе к набережной Тибра и посетите замечательный замок Сант Анджело, построенный изначально как мавзолей императора Адриана. Позже он служил папской крепостью и тюрьмой, а сегодня это своего рода музей истории Ватикана, довольно любопытный

Комментариев нет:

Отправить комментарий